Специалисты в игровой индустрии отмечают, что в последние годы происходит проникновение элементов гэмблинг-развлечений в традиционные компьютерные игры, не связанные с возможностью заработать денег. В результате прежде очевидная граница между геймингом и гэмблингом начинает размываться.
Содержание:
Во многих играх начинают появляться такие механики, как открывание лутбоксов и скин-гемблинг, которые роднят их с азартными развлечениями. Недавно проведенный в США опрос показал, что почти 40% детей, чей возраст находится в диапазоне 11-16 лет, имеют опыт азартных игр в Интернете.
Из этого числа примерно четверть респондентов призналась, что они совершали ставки на спортивные события либо тратили деньги игровые слоты. Как же несовершеннолетние получают доступ к таким видам развлечений? Большинство из них используют дебетовые или кредитные карточки совершеннолетних членов семьи – родителей или старших братьев и сестер. При этом часто они даже не сообщают им, на что именно ушли деньги.
Лутбоксы
Один из самых распространенных способов заработка для создателей условно бесплатных игр – это так называемые лутбоксы. 31% детей тратили на них деньги. Лутбокс – это подарочный набор, содержащий полезные для игры предметы (естественно, виртуальные).
Например, это могут быть броня и пушки для шутеров или карточки футболистов для спортивного симулятора. Однако его точное содержание неизвестно, и игроку могут попасться как особо ценные, уникальные предметы, так и бесполезный мусор. Таким образом, игрок при открытии лутбокса играет в азартную игру.
Классический пример – это футбольный симулятор FIFA. За деньги можно открыть комплект, содержащий карточки 5 футболистов и ещё ряд игровых предметов (аптечки, восстановление выносливости, усилители навыков). Есть вероятность, что игроку достанется сам Лионель Месси, и кто-то действительно его так получает, но часто все 5 футболистов оказываются средними, мало кому известными игроками.
Часто в начале игры несколько лутбоксов можно открыть бесплатно, в рамках обучения, а также их могут дарить с ограниченной частотой, например, раз в неделю. Это делается для привлечения игроков, развития у них азарта.
Что делать родителям несовершеннолетних
Способности современных гаджетов позволяют установить скрытые ограничения на возможность осуществлять покупки в используемых приложениях. Можно запретить для установленных приложений совершение финансовых транзакций.
Однако ребенок может оказаться умным и самостоятельно снять такую блокировку. Поэтому самый эффективный способ контроля – просто никогда не давать ребенку свою кредитную или дебетовую карточку, и тем более не сообщать пароль от них. Если у ребенка есть своя карточка, с помощью которой он, например, покупает себе в школе еду, проследите, чтобы эта была дебетовая, а не кредитная карта. Лучше переводить ребенку на эту карту деньги не раз в месяц, а каждую неделю или даже каждый день, чтобы одномоментно там не находилась большая сумма.
Также можно привязать карточку к своему мобильному телефону, чтобы, на него приходили SMS-уведомления о совершенных покупках. Ряд банков позволяют заблокировать возможность оплаты картой товаров определенных категорий, в частности, цифровых товаров.
Отличие азартных игр от других компьютерных игр
Ключевая разница между гемблингом и геймингом заключается в возможности заработка денег. Сколько бы игрок не открывал лутбоксов, ему никогда в них не попадется реальная сумма денег, только цифровые товары, полезные для игры.
Доказано, что между такими видеоиграми и гемблингом существует взаимосвязь. Те дети, которые играют в игры с лутбоксами и другими схожими игровыми механиками (например, с «колесом удачи»), в будущем чаще начинают пробовать играть в онлайн-казино.
С точки зрения игрового процесса гемблинг-механика не нужна для видеоигр, она не является ключевым элементом геймплея. Однако с ее помощью разработчики увеличивают свои доходы. Они используют стремление игроков к быстрому получению ценных предметов.
В штатах лидеров игровой индустрии работают профессиональные психологи, которые прекрасно знают, как лучше всего «подсадить» клиента на регулярные игровые покупки. Иногда для этого игрока надо заставить испытывать страдания. Например, можно сделать уровень, который никак не получается пройти, но кажется, что не хватает самую малость, и после очередного провала предложить игроку лутбокс с полезными именно для этого уровня предметами.
Многие эксперты полагают, что такая игровая механика плохо сказывается на подрастающем поколении. Можно просто дать игрокам возможность заработать ценные предметы, а не получить их случайным образом за деньги. И хотя в таких видеоиграх в качестве приза игроку достаются не деньги, а цифровые вещи, они имеют для него большую ценность, а поэтому воспринимаются как ценная награда. В результате формируется игровая зависимость, хотя в изначальном описании игры может и не упоминаться ее азартный характер.
В некоторых европейских странах, например, Голландии или Бельгии, закон вводит ограничения на использования гемблинг-механики в обычных играх, особенно в ориентированных на детей приложениях.
Ряд экспертов и вовсе считают, что закон должен запрещать использование лутбоксов в любых приложениях за исключением тех, что относятся к категории «18+». Интересно, что у совершеннолетних лутбоксы не столь популярны. Психологи считают, что взрослым интереснее заработать ценные для себя предметы, а не случайно их получить.